Добрынин Николай Федорович

Родился в Белоруссии. С 1908 по 1915 г. обучался в Московском университете (на естественном, а затем на историко-филологическом факультете). После окончания аспирантуры (1922-1925) продолжил работу в научно-исследовательском институте психологии (1925-1935). Одновременно работал в Московском государственном индустриально-педагогическом институте им. К.Либкнехта и на педагогическом факультете МГУ (1922-1930). С 1941 по 1966 г. занимал должность профессора и заведующего кафедрой психологии в МГПИ им. В.И.Ленина, а позже - консультанта.

В сферу научных интересов Н.Ф. Добрынина входили проблемы познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и развития личности. Основные научные труды Добрынина посвящены проблеме внимания (его видов,  динамики, физиологических основ, различных свойств и характеристик). В 1925 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Колебания внимания», а в 1937 г. – докторскую диссертацию на тему «Психология внимания».

Психологическую природу внимания Н.Ф. Добрынин рассматривал во взаимосвязи с личностью и деятельностью. Он выдвинул и обосновал принцип значимости, который связывает познавательные процессы с мотивацией и активностью личности. Этот принцип Добрынин считал фундаментом разработки проблемы активности личности и активности познания.

Н.Ф. Добрынин дал определение внимания как особого вида психической деятельности и как направленности и сосредоточенности сознания на деятельности с объектами. Он ввёл понятие постпроизвольного внимания, которое возникает на этапе перехода действий в автоматические операции или в результате изменения мотивации деятельности.

Специально вопросами развития речи Н.Ф. Добрынин не занимался, но в учебнике «Возрастная психология» (1965) под его редакцией приводятся подробные сведения о возрастных особенностях развития речи в дошкольном возрасте, включая физиологические основы. Психологические особенности возрастных периодов раскрываются во взаимосвязи с развитием личности ребёнка. В ряде других учебников, автором или редактором которых был Н.Ф. Добрынин, рассматриваются вопросы общей, возрастной и педагогической психологии. Добрынин был также одним из редакторов журнала «Вопросы психологии».

Библиография

1. Введение в психологию. – М.; Л.: Гос. изд., 1929.
2. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. – 1938. – № 8. – С. 27.
3. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1958.
4. Возрастная психология: Курс лекций (ред.). – М.: Просвещение, 1965. – 340 с.
5. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 68-80.

Развитие речи - вернуться к списку

 
 
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕКОМЕНДУЕТ
Развитие речи рекомендует
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОВОСТЯХ
Развитие речи в новостях
Развитие речи Развитие речи  www.childtalk.ru  ©  2008  -  2010
Создание сайта  -  Сетевой Контент