Сохин Феликс Алексеевич

После окончания психологического отделения философского факультета МГУ работал преподавателем психологии  в Московском пединституте иностранных языков (1951-1957). В 1954 г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей. С 1961 г. работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР (в настоящее время – Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования) заведующим лабораторией подготовки детей к школе. В 1972 г. возглавил там же  лабораторию развития речи. В 1971 г. Ф.А. Сохин был избран председателем дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР.

В область научных интересов Ф.А. Сохина входила психология и педагогика развития речи детей дошкольного возраста. Под его руководством в лаборатории развития речи в Институте дошкольного образования  проводились исследования усвоения языка дошкольниками и разрабатывались теоретические проблемы этого процесса. Разработка психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду включала обучение родному языку и русскому языку в национальном и многонациональном детских садах.

Большое внимание уделялось также сравнительному изучению речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. На основе этих исследований разработаны «Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду» (1982) и «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984), в которых учитывается специфика развития речи дошкольников.

Существует два подхода к проблеме усвоения языка. Согласно имитационно-интуитивистскому подходу, язык усваивается ребенком интуитивно, путем  подражания взрослым. В противовес этому взгляду в исследованиях Ф.А. Сохина и его сотрудников было показано, что дети способны к самостоятельному наблюдению и пониманию принципов словообразования, элементарных семантических (смысловых) и структурных аспектов языка, формированию языковых обобщений. Это создает условия для  саморазвития речи, повышения самоконтроля при построении высказываний. Исследования Ф.А.Сохина были обобщены в его книге «Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников», которая вышла в свет после смерти автора, в 2003 г.

Ф.А. Сохин в течение нескольких лет сотрудничал с журналом «Вопросы психологии», сначала – в качестве редактора  (1956-1960), затем – члена редколлегии (1960-1962), заместителя главного редактора (1962-1970), члена редакционного совета (1971-1981), а в последние годы жизни – рецензента. Он также являлся членом редколлегии журнала «Дошкольное воспитание» (с 1980 г.).

Библиография

1. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи // Доклады АПН РСФСР. – 1959. – № 4. – С. 63-66.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста (ред.). – М., 1984. – 223 с.
3. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 1989. – №3. – С. 21-24.
4. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., Воронеж:  МОДЭК, 2003.

Развитие речи - вернуться к списку

 
 
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕКОМЕНДУЕТ
Развитие речи рекомендует
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОВОСТЯХ
Развитие речи в новостях
Развитие речи Развитие речи  www.childtalk.ru  ©  2008  -  2010
Создание сайта  -  Сетевой Контент