Эльконин Даниил Борисович

Педагогическая деятельность Д.Б. Эльконина началась с работы воспитателем в колонии для малолетних правонарушителей. В 1927 г. он получил специальность педагога-педолога Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена (ЛГПИ). После окончания института работал в лаборатории известного физиолога А.А. Ухтомского,  затем – преподавателем на кафедре педологии ЛГПИ, а в 1932 г. стал заместителем директора по науке Ленинградского научно-практического педологического института. В 1936 г. в связи с постановлением «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» институт был закрыт, а Д.Б. Эльконин лишён должности и ученой степени кандидата наук.

С 1937 г. до 1941 г. Даниил Борисович работал учителем начальных классов и преподавателем в Ленинградском педагогическом институте. В этот период он разработал букварь, школьные учебники и методические указания по предподаванию русского языка для народов Крайнего Севера. В 1940 г. Эльконин защитил вторую кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников.

С 1946 г. Д.Б. Эльконин работал в лаборатории детской психологии в Институте психологии АПН РСФСР (в настоящее время – Психологический институт РАО) под руководством А.В. Запорожца. В последующие годы Эльконин заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков и диагностики психического развития школьников, читал лекции на факультете психологии МГУ.

Одним из направлений научной деятельности Д.Б. Эльконина было изучение психологии игры, которое он начал еще в 1931 г. под руководством Л.С. Выготского, до начала войны вёл в тесном сотрудничестве с А.Н. Леонтьевым и продолжил в 1953 г. Глубокий психологический анализ игры с позиций культурно-исторической теории позволил выявить её роль в развитии ребёнка. Эльконин рассматривал игру как своеобразную форму деятельности детей; ввёл понятие «ведущей деятельности», которое легло в основу разработанной им периодизации возрастного развития.

Д.Б. Эльконин создал свою научную школу в детской и педагогической психологии, в основе которой лежит идея историзма детского психического развития. Опираясь на положение Л.С. Выготского о ведущем значении обучения для умственного развития детей школьного возраста, Эльконин разработал концепцию развивающего обучения. В 1961 г. Д.Б. Эльконин разработал экспериментальный букварь, предложив метод обучения чтению путем звукового анализа слова. В 1962 г. защитил докторскую диссертацию.

Продолжателем его идей стал В.В. Давыдов.

Библиография

1. Детская психология. – М., 1960.
2. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 1.
3. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.
4. Психология игры. – М., 1978.


Развитие речи - вернуться к списку

 
 
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕКОМЕНДУЕТ
Развитие речи рекомендует
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОВОСТЯХ
Развитие речи в новостях
Развитие речи Развитие речи  www.childtalk.ru  ©  2008  -  2010
Создание сайта  -  Сетевой Контент