Запорожец Александр ВладимировичРодился на Украине. После окончания в 1930 г. педагогического факультета 2-го МГУ работал на кафедре психологии Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. С 1931 г. работал в Харькове в Психоневрологической академии заведующим лабораторией сектора психологии, а с 1938 г. заведовал кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. А.М. Горького.В 1936 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль элементов практики и речи в развитии мышления ребенка». Проведя цикл исследований детского восприятия, А.В. Запорожец сформулировал основные положения теории перцептивных действий. На основе этой теории впоследствии были разработаны методы сенсорного воспитания и обучения дошкольников. Исследование движений и действий А. Запорожец начал с разработки методов восстановительной терапии двигательных функций в годы Великой отечественной войны. Он считал, что в основе процесса формирования действий лежит построение внутренней картины движения. Проводя исследования произвольных действий, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. Результаты этих исследований обобщены в докторской диссертации «Развитие произвольных движений» (1958) и одноименной монографии (1960). Изучая внутреннюю связь психики с деятельностью человека, А.В. Запорожец внёс значительный вклад в разработку психологической теории деятельности (наряду с А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым). Он рассматривал движения как средство выражения качеств и свойств личности и эмоциональной сферы человека, считал эмоции особым звеном смысловой регуляции деятельности. В 1943 г. А.В. Запорожец работал преподавателем психологии в МГУ, а с 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР (в настоящее время – Психологический институт РАО). В 1960 г. создал Институт дошкольного воспитания АПН СССР и стал его директором. Развивая идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского, А.В. Запорожец сформулировал тезис о существовании у ребенка внутренних стимулов к саморазвитию (самодетерминации). Психическое развитие ребёнка начинается с овладения смыслом собственных действий с помощью «культурных» человеческих эмоций, в процессе общения и сопереживания. Идее ускорения развития (акселерации) Запорожец противопоставил идею обогащения детского развития (амплификации). Библиография 1. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. – 1948. – № 9. 2. Происхождение и развитие сознательного управления движениями у человека // Вопросы психологии. – 1958. – № 1. 3. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. – 1965. – № 10. 4. Педагогические в психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 4. |
||||
|
Развитие речи www.childtalk.ru © 2008 - 2010 | ||
|