Возрастные закономерности развития речи

Развитие речи тесно связано с созреванием мозговых структур и проходит через две стадии: "доязыковую" (от рождения до одного года: крик - плач - гуление - лепет) и "языковую" (от года до шести лет: слова - фразы - предложения - связная речь). В дошкольном возрасте происходит овладение базовой системой кодов языка (фонематических, лексических, логико-грамматических).

Активная познавательная деятельность ребенка способствует развитию анализаторов (зрительного, слухового, кожного, двигательного), памяти и мышления. Речь меняется не только количественно (интенсивно растёт активный и пассивный словарь), но и качественно (формируются понятия, усваивается сложная структура языка).

Для развития речи и обогащения словарного запаса детям необходимо речевое общение со взрослыми. Подражая взрослым, ребенок осваивает звуковой строй языка (развиваются произношение и восприятие на слух) и словообразование. Отвечая на вопросы, он учится диалогической речи, а затем - и монологу.

По мере развития головного мозга совершенствуется регулирующая функция речи (планирование и контроль высказываний и действий): вначале в виде команд и инструкций со стороны взрослого, затем - в виде внутренней речи самого ребёнка.

Дошкольный возраст - наиболее значимый (сензитивный) период для развития речи. В это время происходит интенсивное освоение ребёнком фонетических, лексических и грамматических основ разговорного языка, скачкообразный рост активного словаря (7-12 слов в годовалом возрасте, 200-400 слов в два года, 1200-1500 слов - в три, 2400-2500 слов - к пяти годам и до 4000 слов - к младшему школьному возрасту). Рост не только количественный, но и качественный, с переходом от ситуативного понимания слова к многозначности его смысла.

Развитие речи непосредственно связано с возрастным созреванием мозговых структур, формированием нервных связей между моторными (двигательными), сенсорными (воспринимающими) и программирующими центрами речи в коре головного мозга, зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов и артикуляционного (голосового) аппарата.

Предпосылками к развитию речи служат интерес к окружающему, активные движения ребёнка и его действия с различными предметами, потребность в общении (вначале со взрослыми, а с 2-3-летнего возраста - с другими детьми). Сначала развивается диалогическая речь, потом - монологическая, и лишь затем внешняя речь переходит во внутреннюю. Развитие речи определяется не только уровнем развития мозга ребенка, но и обучающим воздействием взрослых.

 
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕКОМЕНДУЕТ
Развитие речи рекомендует
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОВОСТЯХ
Развитие речи в новостях
Развитие речи Развитие речи  www.childtalk.ru  ©  2008  -  2010
Создание сайта  -  Сетевой Контент