![]() |
|||||
"Доязыковая" стадия развития речиДля возникновения и развития речи необходима согласованная деятельность различных участков головного мозга и артикуляционного (голосового) аппарата. Ребёнок рождается с незрелым мозгом, хотя количество нервных клеток в нём примерно такое же, как у взрослого человека. Рост и созревание мозговых структур происходит на протяжении всего детства, наиболее интенсивно - в дошкольном возрасте. Вес мозга новорожденного составляет 300-400 г, к концу первого года жизни - около 800 г, к 6-7-летнему возрасту - 1250 г, приближаясь к весу мозга взрослого человека (1400 г). По мере роста кора головного мозга собирается в складки, образуя извилины и борозды. В коре различают 6 слоёв, имеющих различные функции. Клетки, обеспечивающие речевую деятельность, созревают примерно к двухлетнему возрасту. Дальнейшее развитие продолжается на протяжении многих лет. Изучение мозговых механизмов речи строилось на изучении локальных (ограниченных небольшими участками) повреждений коры головного мозга и связанных с ними нарушений. Это позволило установить, что речевая деятельность - сложный процесс, состоящий из множества компонентов. Принято считать, что левое полушарие отвечает за вербальное (словесное), логическое мышление, правое - за невербальное, образное. У новорожденного ребёнка нет различий ни в строении, ни в специализации полушарий. Обычно у взрослых (как у правшей, так и у левшей) центр речи находится в левом полушарии. Однако если до двухлетнего возраста оно было повреждено, то функции контроля над речью берёт на себя правое полушарие. У взрослого человека такие повреждения приводят к обеднению словаря, но при этом сохраняется способность воспринимать неречевые звуки и различать интонацию голоса. Научить ребёнка говорить можно только до определенного возраста (5-6 лет), так как именно в раннем и дошкольном возрасте формируются речевые структуры мозга. Так, центр Брока (открыт в 1861 г. Полем Брока, французским врачом, анатомом и антропологом) отвечает за моторную (экспрессивную, активную) речь, т.е. способность говорить. Центр Вернике (открыт в 1873 г. Карлом Вернике, немецким психиатром и невропатологом) отвечает за сенсорную (импрессивную, пассивную) речь, т.е. способность понимать речь. Пассивная речь развивается раньше активной. Понимание речи проходит через несколько возрастных этапов: вначале ребенок воспринимает ситуацию, в которой используется речь, затем - непосредственное содержание речи, и значительно позже - переносный смысл, "подтекст". Маленький ребёнок (до полугода) реагирует не на сами слова, а на ситуацию, в которой они произносятся, на интонацию, сопровождающий их жест и мимику. Точно так же реагируют и животные, не понимая смысл слова и ориентируясь лишь на ситуацию и интонацию. Крик, плач, гуление, лепет относят к "до-языковой" стадии развития речи. Уже в раннем возрасте они начинают выполнять основную функцию речи - коммуникативную (связанную с общением). Один и тот же звук, произнесённый ребёнком с разной интонацией, может обозначать различные фразы: "Сделай это", "Дай мне", "Хочу спать", "Хочу играть" и др. Понять его значение можно только в конкретной ситуации. Даже плач ребёнка может иметь разную интонацию (сердитую, требовательную, жалобную) и обозначать: "Хочу есть", "Мне холодно", "Я устал" и т.п. В первые 6-8 недель после рождения крик и плач являются простой рефлекторной реакцией на раздражители (такие как голод, холод, боль и др.). Потом младенец усваивает связь между своим криком и ответными действиями взрослых (покормить, поменять мокрые пелёнки, покачать на руках и т.д.); формируется условный рефлекс. Однако исследования психологов показали, что не все мамы способны правильно различать смысловые оттенки плача своего ребёнка. Некоторые исследователи начальным этапом развития языка у младенца считают гуление ("гуканье"), когда ребёнок начинает повторять звуки человеческого голоса, которые он слышит. Александр Романович Лурия (основатель нейропсихологии, занимался вопросами локализации функций в головном мозге, взаимосвязи языка и сознания) считал такое мнение ошибочным. Он называл гуление "биологическими звуками", которые, как и у животных, отражают только эмоциональное состояние ребёнка, в отличие от звуков языка, которые служат для обозначения предметов и действий. Интенсивное развитие гуления происходит в 12-20-недельном возрасте. Николай Фёдорович Добрынин (известный российский психолог, занимался изучением внимания и интеллектуального развития детей) называл гуление и лепет "периодом упражнения речевого аппарата". При этом ребенок овладевает звуками в определенном порядке: сначала гласные, затем гортанные звуки, губные, язычные, зубные и, наконец, шипящие. При врожденной глухоте лепет отсутствует. С 5-6 месяцев ребёнок произносит отдельные слоги ("лепечет"). С этого возраста развивается понимание смыслового значения слов, обращенных к ребёнку. Это связано с формированием условно-рефлекторных связей между восприятием звуковых, зрительных и осязательных раздражений. Чем больше возможностей для познавательной активности у ребёнка, тем быстрее и прочнее образуются эти связи. В 9 месяцев ребёнок активно общается с помощью жестов, в его речи появляются "лепетные" псевдослова, не имеющие чёткого значения. К году его словарный запас составляет 3-15 псевдослов. Логопеды называют ребёнка с лепетной речью "неговорящим", т.к. лепет не содержит собственно слов и может быть понятен лишь в совокупности с интонацией, жестами и мимикой. В 10-11 месяцев ребёнок способен правильно реагировать на простые команды ("сядь", "встань", "дай" и т.п.), независимо от интонации, понимает слова "можно" и "нельзя". К концу первого года пассивный словарь содержит 10-20 слов. В первую очередь усваиваются названия действий, и лишь потом - названия предметов. В 12-14 месяцев ребёнок понимает названия отдельных предметов и может показать их на картинках. |
||||
|
![]() |
Развитие речи www.childtalk.ru © 2008 - 2010 | |
|